Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Долженко В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Бусиной Н.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от (дата) по делу
по иску Р.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", второму отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., Судебная коллегия
установила:
Р.С. обратился в суд к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена его отцу Р.А. Алейской КЭЧ в связи с прохождением военной службы в рядах Советской Армии. (дата) Р.А. умер. В настоящее время в квартире кроме Р.С. никто не проживает, лицевой счет переведен на его имя. После снятия с <адрес> статуса закрытого военного городка, истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО", ФГКУ "Центррегионжилье", 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче в собственность занимаемого им жилого помещения и получил ответы об отсутствии каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ, а также об отсутствии у ФГКУ "Центррегионжилье" полномочий по передаче в собственность граждан жилых помещений. С данным ответом истец не согласен, полагает, что оснований для отказа в передаче квартиры в порядке приватизации у ответчиков не имеется, ранее в приватизации жилых помещений он не участвовал, жилищный сертификат не получал.
На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.
Решением Алейского городского суда от 31 июля 2013 года исковые требования удовлетворены.
За Р.С. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов жалобы указано на отсутствие правовых оснований для признания за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку не представлены документы, подтверждающие законность предоставления жилого помещения Р.А. (наличие трудовых отношений с Минобороны России), а также подтверждающие степень родства Р.А. с истцом. Р.С. в ордер не вписан, членом семьи нанимателя не признавался. Кроме того, в представленных истцом документах отсутствуют сведения о статусе жилого помещения как неслужебного.
Истцом представлена справка об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества непосредственно по адресу проживания, что не исключает наличия у него жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации в других субъектах.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Минобороны России, не является обязанностью Минобороны России.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что в архивном отделе администрации <адрес> сведения о включении квартиры в число служебных отсутствуют, из чего следует, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган) определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. К специализированным организациям отнесено, в том числе, федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое данным Приказом уполномочено на принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Судом установлено, что Р.С. зарегистрирован и проживает с (дата) в жилом помещении - <адрес> Согласно ордеру *** от (дата), выданному Алейской КЭЧ, указанная квартира была предоставлена отцу истца - Р.А., умершему (дата).
После смерти отца Р.С. составом семьи из одного человека продолжает проживать в указанной квартире, на Р.С. открыт лицевой счет.
Истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
В ответах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России ответчики указали на отсутствие полномочий по заключению договора на передачу жилого помещения в собственность.
По информации архивного отдела администрации <адрес> сведения о включении спорной квартиры в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее не принимал участие в приватизации, зарегистрирован в спорной квартире с <адрес> жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие законность предоставления жилого помещения, а также родственные отношения истца с первоначальным нанимателем, являются несостоятельными, поскольку законность предоставления жилого помещения Р.А. не является предметом настоящего спора. Кроме того, сам факт предоставления первоначальному нанимателю жилого помещения в связи с прохождением военной службы подтвержден ордером от (дата), справками Военкомата Алтайского края о прохождении Р.А. военной службы. Степень родства Р.С. с Р.А. подтверждена свидетельством о рождении истца.
То обстоятельство, что Р.С. не был вписан в ордер на вселение, не влияет на возникновение у него в последующем права на приватизацию, поскольку истец был зарегистрирован и вселен в спорную квартиру как член семьи нанимателя, и его вселение предполагает наличие согласия наймодателя.
В силу ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Жилищное законодательство не содержит в качестве основания прекращения отношений по социальному найму жилого помещения смерть нанимателя при наличии проживающих совместно с ним членов его семьи.
Согласно сведениям, представленным ФГУП "Ростехинвентаризация", Управлением Росреестра по Алтайскому краю, информация об участии Р.С. в приватизации, а также о наличии в его собственности объектов недвижимости отсутствует. Доказательств обратного ответчиком не представлено, в связи с чем доводы жалобы о возможном участии истца в приватизации жилых помещений в других субъектах являются необоснованными.
Также судебная коллегия не принимает во внимание доводы жалобы об отсутствии у истца права на приватизацию в связи с тем, что он не имеет связи с Министерством обороны РФ. Поскольку жилое помещение - <адрес>, не относится к специализированному жилищному фонду, оно было предоставлено Р.А., проходившему военную службу с (дата) по (дата), на условиях социального найма, что не исключает возможность перехода прав на указанное жилое помещение после смерти нанимателя к членам его семьи, проживающим в указанной квартире.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9166/13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-9166/13
Судья: Долженко В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Бусиной Н.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от (дата) по делу
по иску Р.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", второму отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., Судебная коллегия
установила:
Р.С. обратился в суд к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена его отцу Р.А. Алейской КЭЧ в связи с прохождением военной службы в рядах Советской Армии. (дата) Р.А. умер. В настоящее время в квартире кроме Р.С. никто не проживает, лицевой счет переведен на его имя. После снятия с <адрес> статуса закрытого военного городка, истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО", ФГКУ "Центррегионжилье", 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче в собственность занимаемого им жилого помещения и получил ответы об отсутствии каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ, а также об отсутствии у ФГКУ "Центррегионжилье" полномочий по передаче в собственность граждан жилых помещений. С данным ответом истец не согласен, полагает, что оснований для отказа в передаче квартиры в порядке приватизации у ответчиков не имеется, ранее в приватизации жилых помещений он не участвовал, жилищный сертификат не получал.
На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.
Решением Алейского городского суда от 31 июля 2013 года исковые требования удовлетворены.
За Р.С. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов жалобы указано на отсутствие правовых оснований для признания за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку не представлены документы, подтверждающие законность предоставления жилого помещения Р.А. (наличие трудовых отношений с Минобороны России), а также подтверждающие степень родства Р.А. с истцом. Р.С. в ордер не вписан, членом семьи нанимателя не признавался. Кроме того, в представленных истцом документах отсутствуют сведения о статусе жилого помещения как неслужебного.
Истцом представлена справка об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества непосредственно по адресу проживания, что не исключает наличия у него жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации в других субъектах.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Минобороны России, не является обязанностью Минобороны России.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что в архивном отделе администрации <адрес> сведения о включении квартиры в число служебных отсутствуют, из чего следует, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган) определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. К специализированным организациям отнесено, в том числе, федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое данным Приказом уполномочено на принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Судом установлено, что Р.С. зарегистрирован и проживает с (дата) в жилом помещении - <адрес> Согласно ордеру *** от (дата), выданному Алейской КЭЧ, указанная квартира была предоставлена отцу истца - Р.А., умершему (дата).
После смерти отца Р.С. составом семьи из одного человека продолжает проживать в указанной квартире, на Р.С. открыт лицевой счет.
Истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
В ответах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России ответчики указали на отсутствие полномочий по заключению договора на передачу жилого помещения в собственность.
По информации архивного отдела администрации <адрес> сведения о включении спорной квартиры в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее не принимал участие в приватизации, зарегистрирован в спорной квартире с <адрес> жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие законность предоставления жилого помещения, а также родственные отношения истца с первоначальным нанимателем, являются несостоятельными, поскольку законность предоставления жилого помещения Р.А. не является предметом настоящего спора. Кроме того, сам факт предоставления первоначальному нанимателю жилого помещения в связи с прохождением военной службы подтвержден ордером от (дата), справками Военкомата Алтайского края о прохождении Р.А. военной службы. Степень родства Р.С. с Р.А. подтверждена свидетельством о рождении истца.
То обстоятельство, что Р.С. не был вписан в ордер на вселение, не влияет на возникновение у него в последующем права на приватизацию, поскольку истец был зарегистрирован и вселен в спорную квартиру как член семьи нанимателя, и его вселение предполагает наличие согласия наймодателя.
В силу ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Жилищное законодательство не содержит в качестве основания прекращения отношений по социальному найму жилого помещения смерть нанимателя при наличии проживающих совместно с ним членов его семьи.
Согласно сведениям, представленным ФГУП "Ростехинвентаризация", Управлением Росреестра по Алтайскому краю, информация об участии Р.С. в приватизации, а также о наличии в его собственности объектов недвижимости отсутствует. Доказательств обратного ответчиком не представлено, в связи с чем доводы жалобы о возможном участии истца в приватизации жилых помещений в других субъектах являются необоснованными.
Также судебная коллегия не принимает во внимание доводы жалобы об отсутствии у истца права на приватизацию в связи с тем, что он не имеет связи с Министерством обороны РФ. Поскольку жилое помещение - <адрес>, не относится к специализированному жилищному фонду, оно было предоставлено Р.А., проходившему военную службу с (дата) по (дата), на условиях социального найма, что не исключает возможность перехода прав на указанное жилое помещение после смерти нанимателя к членам его семьи, проживающим в указанной квартире.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)