Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Барейша И.В.
Докладчик: Печко А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Печко А.В.
судей областного суда Крейс В.Р. Папушиной Н.Ю.
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске "01 октября 2013 года" гражданское дело по апелляционной жалобе З.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от "16 июля 2013 года", которым решение начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения -
однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> - было признано незаконным.
Признан недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н.
Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на Федеральной казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" после вступления решения в законную силу произвести выплату З.Н. денежных средств в размере 64.200 рублей, понесенных З.Н. на оплату излишне предоставленной жилой площади. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения З.Н., объяснения представителя Военного прокурора Новосибирского гарнизона, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к З.Н., З.Г., З.Я., З.А., ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" о признании решения о предоставлении жилого, помещения по договору социального найма незаконным, признании договора социального найма жилого помещения недействительным, применении последствий недействительной сделки.
В обоснование указал, что в 1989 году З.Н. на себя и на состав членов семьи получил по линии Минобороны РФ по ордеру двухкомнатную квартиру общей площадью 45,7 кв.м по адресу: <адрес>.
15.11.1991 г. у З.Н. увеличился состав семьи до 4 человек, в связи с чем, в 1992 году последним подан рапорт на улучшение жилищных условий.
30.11.2006 г. жилое помещение по адресу: <адрес> оформлено в собственность из расчета 1/4 на каждого члена семьи.
26.09.2012 г. З.Н. выражено согласие на распределенное ему на состав семьи из 4 человек жилого помещения согласно извещению N 135923 от 24.09.2012 г. и во 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России (г. Новосибирск) представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы.
На основании представленных З.Н. сведений, а также решения ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N, с З.Н. 28.09.2012 г. заключен договор социального найма N на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение было выделено З.Н. и членам его семьи с учетом имеющейся у него и каждого члена семьи на праве общей долевой собственности (доля в праве у каждого члена семьи 1/4) жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также компенсацией за счет собственных средств затрат Федерального бюджета Российской Федерации за превышение на 2,0 кв.м общей площади жилого помещения в размере 64.200 рублей, которые он перевел на расчетный счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Новосибирской области".
Однако в дальнейшем было установлено, что жена военнослужащего - З.Г., является собственником жилых помещений в <адрес> по адресам: <адрес> (общая площадь 32.2 кв.м) и <адрес> (общая площадь 30,4 кв.м). Указанные жилые помещения зарегистрированы за ней на праве собственности 27.06.2001 года и 09.08.2002 года соответственно.
Наличие в собственности данных квартир З.Н. и члены его семьи скрыли. С учетом имеющейся у З.Г. в собственности жилых помещений, а также общей долевой собственности членов семьи, на момент заключения договора социального найма на каждого члена семьи З.Н. приходилось ((45.7 + 32.2 + 30,4) / 4 = 27,08 кв.м), то есть З.Н. не имел права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма, а потому заключенный с ним договор от ДД.ММ.ГГГГ N является ничтожным.
Поэтому прокурор просил признать решение начальника 2 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> - незаконным; признать договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключенный ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" с З.Н. недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки и выселить З.Н., З.Г., З.Я., З.А. из незаконно занимаемого ими жилого помещения по вышеуказанному адресу; обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Новосибирской области" возместить З.Н. расходы на оплату излишне предоставленной жилой площади в размере 64.200 рублей.
Октябрьский районный суд, г. Новосибирска постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе З.Н. просил решение суда отменить, т.к. суд не проверил полномочия истца и необоснованно удовлетворил заявление. Военный прокурор Новосибирского гарнизона увеличил требования и превысил полномочия, так как полномочий принятия решения о предоставлении жилой площади по договору социального найма у данного истца нет. Ответчик управление ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург) имеет свой юридический адрес, но не имеет полномочий и функций на принятие решений и заключение договоров социального найма, а значит, отношения к данному судебному разбирательству не имеет. ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург) является специализированным предприятием МО РФ и связующим звеном между Департаментом жилищного обеспечения МО РФ и военнослужащими.
Также указывает, что доверенность, выданная ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург), недействительна, поскольку является копией, в доверенности указано, что одно должностное лицо поручает физическому лицу защищать права по всем вопросам без предоставления полномочий юридического лица, не указано где проживает и работает данное лицо. Суд незаконно привлек в качестве ответчиков по делу членов семьи З.Н., поскольку они не являются военнослужащими, с МО РФ контрактов не заключали. ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по НСО" не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора не может являться ответчиком по делу.
Кроме того указывает, что суд неправомерно признал решение начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ незаконным, поскольку данного решения не существует, имеется только решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно ст. 60 ГК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1, 5 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма останавливается в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Согласно п. 14 Инструкции, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно п. 16 Инструкции, в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года VI455, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ является уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкции, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года N 1455 установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
В судебном заседании было установлено, что З.Н. - является военнослужащим <адрес> г. Новосибирск, З.Г., З.А., З.Я. - являются членами семьи военнослужащего З.Н. и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
З.Н., З.Г., З.А., З.Я. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 45,7 кв.м (л.д. 19, 54).
26.09.2012 года начальником 2 Отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ принято решение о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.А., З.Я., отдельной однокомнатной, квартиры, общей площадью 37,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
З.Н. было направлено извещение о распределении спорного жилого помещения и З.Н. выразил согласие на предоставление ему и членам его семьи спорного жилого помещения для чего представил сведения о наличии у него и членов семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и на праве собственности, указав на наличие у них только одного жилого помещения - <адрес>.
На основании представленных З.Н. сведений 28.09.2012 г. между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения, на основании которого, З.Н. и членам его семьи: З.Г. З.Я., З.А. предоставлена в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом также установлено, что З.Г. (являющаяся членом семьи военнослужащего З.Н.) является собственником жилых помещений: 1-комнатной квартиры, общей площадью 30,4 кв.м, по адресу: <адрес> 1-комнатной квартиры, общей площадью 32.2 кв.м, по адресу: <адрес>..
Однако наличие у члена семьи военнослужащего З.Н. вышеуказанных жилых помещений не было учтено при принятии решения о предоставлении спорного жилого помещения ответчикам и при заключении договора социального найма жилого помещения 28.09.2012 года.
Поскольку с учетом имеющихся у З.Г. в собственности жилых помещений, а также общей долевой собственности членов семьи (<адрес>) на момент заключения договора социального найма от 28.09.2012 года на каждого члена семьи ответчиков приходилось ((45.7 + 32.2 + 30,4) : 4 = 27,08 кв.м).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что З.Н. не являлся нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма на момент предоставления ему спорного жилого помещения.
А доводы З.Н., что при принятии решения о предоставлении жилого помещения военнослужащему, не должны учитываться жилые помещения, занимаемые членами его семьи на основании договоров социального найма либо на праве собственности суд признал не основанными на законе.
Поскольку согласно закону при решении вопроса о предоставлении военнослужащему жилого помещения учитываются все жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи на условиях договоров социального найма либо на праве собственности, расположенных на территории Российской Федерации, а не только по месту прохождения службы.
А потому суд пришел к выводу, что требования прокурора о признании решения начальника 2 отдела ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от 26.09.2012 г. N 2/832 о предоставлении З.Н. жилого помещения незаконным, и признании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенного между З.Н. и ФГУ "Центррегионжилье" недействительным, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что решение начальника 2 отдела ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и договор социального найма жилого помещения, заключенный между ФГУ "Центррегионжилье" и З.Н. от 28.09.2012 года не соответствует требованиям закона.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Установлено, что З.Н. при заключении указанного договора социального найма была выплачена компенсация за счет собственных средств за превышение на 2,0 кв.м общей площади жилого помещения в 64.200 рублей, которые он перевел на расчетный счет ФКУ "Управление финансового обеспечения" Министерства обороны России по НСО подтверждается платежным поручением N 736 от 27.09.2012 г.
Поскольку Договор социального найма жилого помещения от 28.09.2012 г. заключенный между З.Н. и ФГУ "Центррегионжилье", признан судом недействительным, то суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки, а именно обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения" Министерства обороны России по НСО после вступления решения в законную силу произвести выплату З.Н. в размере указанной денежной суммы 64.200 рублей.
В то же время суд не нашел оснований для удовлетворения требований о выселении ответчиков из спорной квартиры, поскольку не были представлены доказательства, подтверждающие факты вселения семьи З-вых в данную квартиру, передачи им ключей от жилого помещения, квартиры по акту приема-передачи. Наоборот, в судебном заседании было установлено, что после заключения между сторонами договора социального найма началась проверка предоставленных З.Н. документов для получения спорной квартиры, в связи с чем, ему было отказано в выдаче ключей от квартиры до окончания проверки и вселение не произошло.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал незаконным решение начальника 2 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"
Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.; признал незаконным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н.; применил последствия недействительности ничтожной сделки и возложил на Федеральной казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" обязанность после вступления данного решения в законную силу произвести выплату З.Н. денежных средств в размере 64.200 рублей, понесенных З.Н. на оплату излишне предоставленной площади и отказал в выселении ответчиков.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, которые следуют из материалов, обстоятельств дела, требований материального и процессуального законодательства, а потому решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы З.Н., поскольку они уже были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и оснований для иной их оценки не имеется либо они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от "16 июля 2013 года" - оставить без изменения, а апелляционную жалобу З.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7682/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N 33-7682/2013
Судья: Барейша И.В.
Докладчик: Печко А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Печко А.В.
судей областного суда Крейс В.Р. Папушиной Н.Ю.
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске "01 октября 2013 года" гражданское дело по апелляционной жалобе З.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от "16 июля 2013 года", которым решение начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения -
однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> - было признано незаконным.
Признан недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н.
Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на Федеральной казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" после вступления решения в законную силу произвести выплату З.Н. денежных средств в размере 64.200 рублей, понесенных З.Н. на оплату излишне предоставленной жилой площади. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения З.Н., объяснения представителя Военного прокурора Новосибирского гарнизона, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к З.Н., З.Г., З.Я., З.А., ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" о признании решения о предоставлении жилого, помещения по договору социального найма незаконным, признании договора социального найма жилого помещения недействительным, применении последствий недействительной сделки.
В обоснование указал, что в 1989 году З.Н. на себя и на состав членов семьи получил по линии Минобороны РФ по ордеру двухкомнатную квартиру общей площадью 45,7 кв.м по адресу: <адрес>.
15.11.1991 г. у З.Н. увеличился состав семьи до 4 человек, в связи с чем, в 1992 году последним подан рапорт на улучшение жилищных условий.
30.11.2006 г. жилое помещение по адресу: <адрес> оформлено в собственность из расчета 1/4 на каждого члена семьи.
26.09.2012 г. З.Н. выражено согласие на распределенное ему на состав семьи из 4 человек жилого помещения согласно извещению N 135923 от 24.09.2012 г. и во 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России (г. Новосибирск) представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы.
На основании представленных З.Н. сведений, а также решения ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N, с З.Н. 28.09.2012 г. заключен договор социального найма N на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение было выделено З.Н. и членам его семьи с учетом имеющейся у него и каждого члена семьи на праве общей долевой собственности (доля в праве у каждого члена семьи 1/4) жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также компенсацией за счет собственных средств затрат Федерального бюджета Российской Федерации за превышение на 2,0 кв.м общей площади жилого помещения в размере 64.200 рублей, которые он перевел на расчетный счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Новосибирской области".
Однако в дальнейшем было установлено, что жена военнослужащего - З.Г., является собственником жилых помещений в <адрес> по адресам: <адрес> (общая площадь 32.2 кв.м) и <адрес> (общая площадь 30,4 кв.м). Указанные жилые помещения зарегистрированы за ней на праве собственности 27.06.2001 года и 09.08.2002 года соответственно.
Наличие в собственности данных квартир З.Н. и члены его семьи скрыли. С учетом имеющейся у З.Г. в собственности жилых помещений, а также общей долевой собственности членов семьи, на момент заключения договора социального найма на каждого члена семьи З.Н. приходилось ((45.7 + 32.2 + 30,4) / 4 = 27,08 кв.м), то есть З.Н. не имел права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма, а потому заключенный с ним договор от ДД.ММ.ГГГГ N является ничтожным.
Поэтому прокурор просил признать решение начальника 2 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> - незаконным; признать договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключенный ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" с З.Н. недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки и выселить З.Н., З.Г., З.Я., З.А. из незаконно занимаемого ими жилого помещения по вышеуказанному адресу; обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Новосибирской области" возместить З.Н. расходы на оплату излишне предоставленной жилой площади в размере 64.200 рублей.
Октябрьский районный суд, г. Новосибирска постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе З.Н. просил решение суда отменить, т.к. суд не проверил полномочия истца и необоснованно удовлетворил заявление. Военный прокурор Новосибирского гарнизона увеличил требования и превысил полномочия, так как полномочий принятия решения о предоставлении жилой площади по договору социального найма у данного истца нет. Ответчик управление ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург) имеет свой юридический адрес, но не имеет полномочий и функций на принятие решений и заключение договоров социального найма, а значит, отношения к данному судебному разбирательству не имеет. ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург) является специализированным предприятием МО РФ и связующим звеном между Департаментом жилищного обеспечения МО РФ и военнослужащими.
Также указывает, что доверенность, выданная ФГУ Центррегионжилье МО РФ (г. Екатеринбург), недействительна, поскольку является копией, в доверенности указано, что одно должностное лицо поручает физическому лицу защищать права по всем вопросам без предоставления полномочий юридического лица, не указано где проживает и работает данное лицо. Суд незаконно привлек в качестве ответчиков по делу членов семьи З.Н., поскольку они не являются военнослужащими, с МО РФ контрактов не заключали. ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по НСО" не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора не может являться ответчиком по делу.
Кроме того указывает, что суд неправомерно признал решение начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ незаконным, поскольку данного решения не существует, имеется только решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно ст. 60 ГК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1, 5 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма останавливается в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Согласно п. 14 Инструкции, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно п. 16 Инструкции, в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года VI455, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ является уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкции, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года N 1455 установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
В судебном заседании было установлено, что З.Н. - является военнослужащим <адрес> г. Новосибирск, З.Г., З.А., З.Я. - являются членами семьи военнослужащего З.Н. и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
З.Н., З.Г., З.А., З.Я. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 45,7 кв.м (л.д. 19, 54).
26.09.2012 года начальником 2 Отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ принято решение о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.А., З.Я., отдельной однокомнатной, квартиры, общей площадью 37,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
З.Н. было направлено извещение о распределении спорного жилого помещения и З.Н. выразил согласие на предоставление ему и членам его семьи спорного жилого помещения для чего представил сведения о наличии у него и членов семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и на праве собственности, указав на наличие у них только одного жилого помещения - <адрес>.
На основании представленных З.Н. сведений 28.09.2012 г. между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения, на основании которого, З.Н. и членам его семьи: З.Г. З.Я., З.А. предоставлена в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом также установлено, что З.Г. (являющаяся членом семьи военнослужащего З.Н.) является собственником жилых помещений: 1-комнатной квартиры, общей площадью 30,4 кв.м, по адресу: <адрес> 1-комнатной квартиры, общей площадью 32.2 кв.м, по адресу: <адрес>..
Однако наличие у члена семьи военнослужащего З.Н. вышеуказанных жилых помещений не было учтено при принятии решения о предоставлении спорного жилого помещения ответчикам и при заключении договора социального найма жилого помещения 28.09.2012 года.
Поскольку с учетом имеющихся у З.Г. в собственности жилых помещений, а также общей долевой собственности членов семьи (<адрес>) на момент заключения договора социального найма от 28.09.2012 года на каждого члена семьи ответчиков приходилось ((45.7 + 32.2 + 30,4) : 4 = 27,08 кв.м).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что З.Н. не являлся нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма на момент предоставления ему спорного жилого помещения.
А доводы З.Н., что при принятии решения о предоставлении жилого помещения военнослужащему, не должны учитываться жилые помещения, занимаемые членами его семьи на основании договоров социального найма либо на праве собственности суд признал не основанными на законе.
Поскольку согласно закону при решении вопроса о предоставлении военнослужащему жилого помещения учитываются все жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи на условиях договоров социального найма либо на праве собственности, расположенных на территории Российской Федерации, а не только по месту прохождения службы.
А потому суд пришел к выводу, что требования прокурора о признании решения начальника 2 отдела ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от 26.09.2012 г. N 2/832 о предоставлении З.Н. жилого помещения незаконным, и признании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенного между З.Н. и ФГУ "Центррегионжилье" недействительным, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что решение начальника 2 отдела ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и договор социального найма жилого помещения, заключенный между ФГУ "Центррегионжилье" и З.Н. от 28.09.2012 года не соответствует требованиям закона.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Установлено, что З.Н. при заключении указанного договора социального найма была выплачена компенсация за счет собственных средств за превышение на 2,0 кв.м общей площади жилого помещения в 64.200 рублей, которые он перевел на расчетный счет ФКУ "Управление финансового обеспечения" Министерства обороны России по НСО подтверждается платежным поручением N 736 от 27.09.2012 г.
Поскольку Договор социального найма жилого помещения от 28.09.2012 г. заключенный между З.Н. и ФГУ "Центррегионжилье", признан судом недействительным, то суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки, а именно обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения" Министерства обороны России по НСО после вступления решения в законную силу произвести выплату З.Н. в размере указанной денежной суммы 64.200 рублей.
В то же время суд не нашел оснований для удовлетворения требований о выселении ответчиков из спорной квартиры, поскольку не были представлены доказательства, подтверждающие факты вселения семьи З-вых в данную квартиру, передачи им ключей от жилого помещения, квартиры по акту приема-передачи. Наоборот, в судебном заседании было установлено, что после заключения между сторонами договора социального найма началась проверка предоставленных З.Н. документов для получения спорной квартиры, в связи с чем, ему было отказано в выдаче ключей от квартиры до окончания проверки и вселение не произошло.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал незаконным решение начальника 2 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"
Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении З.Н. и совместно проживающим с ним членам семьи: З.Г., З.Я., З.А. жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.; признал незаконным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N - квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и З.Н.; применил последствия недействительности ничтожной сделки и возложил на Федеральной казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" обязанность после вступления данного решения в законную силу произвести выплату З.Н. денежных средств в размере 64.200 рублей, понесенных З.Н. на оплату излишне предоставленной площади и отказал в выселении ответчиков.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, которые следуют из материалов, обстоятельств дела, требований материального и процессуального законодательства, а потому решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы З.Н., поскольку они уже были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и оснований для иной их оценки не имеется либо они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда, г. Новосибирска от "16 июля 2013 года" - оставить без изменения, а апелляционную жалобу З.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)