Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области Дударевой Е.И. (доверенность от 09.01.2013), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Орехова И.Г. (доверенность от 27.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А21-4610/2012 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕГИ", место нахождения: 236010, Калининград, пр. Победы, 84, кв. 5, ОГРН 1093925018890 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права аренды лесного участка с условным номером 27:203:01:0005 и номером учетной записи в государственном лесном реестре 6074-2011 по договору аренды от 14.02.2012 N 199-з.д., заключенному между Обществом и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство), а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права аренды названного лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление Росимущества).
Суд первой инстанции решением от 07.09.2012 (судья Ефименко С.Г.) в удовлетворении требований Общества отказал.
Апелляционный суд постановлением от 06.02.2013 решение от 07.09.2012 отменил и удовлетворил заявление Общества.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 06.02.2013 и оставить в силе решение от 07.09.2012.
Податель жалобы указывает на следующее: апелляционный суд пришел к неправильному выводу о том, что отказ в регистрации договора аренды лесного участка является незаконным как не соответствующий статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон); поскольку спорный лесной участок образован из частей трех земельных участков лесного фонда, прошедших государственный кадастровый учет, то в отношении такого участка названные статьи Вводного закона не применимы; названный участок надлежало сформировать по правилам статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании 19.06.2013 объявлен перерыв до 20.06.2013.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представитель Агентства и представитель Общества, присутствовавший в заседании 19.06.2013, просили оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, Агентство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 14.02.2012 N 199-з.д. аренды участка лесного фонда площадью 12 267,1 га, расположенного в Багратионовском лесничестве Багратионовского и Гурьевского района Калининградской области, на 10 лет для заготовки древесины.
В договоре аренды указано, что лесной участок с условным номером 27:203:01:005, внесенный в государственный лесной реестр под номером 6074-2011, расположен в границах земельных участков единого землепользования с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Общество в марте 2012 года обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права аренды по названному договору.
Управление Росреестра дважды, 23.03.2012 и 20.04.2012, приостанавливало государственную регистрацию, а затем сообщением от 01.08.2012 оказало Обществу в государственной регистрации названного договор аренды на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), сославшись на следующее: поскольку предоставленный в аренду лесной участок образован из частей трех земельных участков лесного фонда, прошедших кадастровый учет, то в отношении спорного лесного участка также должен быть осуществлен кадастровый учет в соответствии с Законом о кадастре по правилам образования земельных участков, предусмотренных статьей 11.3 ЗК РФ; регистрация договора аренды такого участка может быть осуществлена только после регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный участок.
Общество, считая, что Управление Росреестра незаконно отказало в регистрации договор аренды, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, сделал вывод о том, что Управление Росреестра правомерно отказало в регистрации договора аренды.
Апелляционный суд отменил решение от 07.09.2012, признал оспариваемый отказ незаконным и обязал Управление Росреестра осуществить регистрацию договора аренды лесного участка.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
В силу статей 3, 4 того же Закона государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 4.2 Вводного закона указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Вводного закона государственная регистрация договоров аренды лесных участков осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов только при условии, если государственный кадастровый учет лесных участков не осуществлялся.
Поскольку являющийся предметом договора аренды от 14.02.2012 лесной участок образован из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным статьей 4.1 Вводного закона, а следовательно, при передаче такого участка в аренду его надлежало поставить на государственный кадастровый учет.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 этого же Кодекса.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
В результате государственного кадастрового учета недвижимого имущества лесной участок идентифицируется с земельным, который, как правило, покрыт лесной растительностью или предназначен для ее восстановления либо ведения лесного хозяйства.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим же Законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 5 Закона о кадастре предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В статье 7 Закона о кадастре указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона о регистрации, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) даны следующие разъяснения: разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; в связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Как следует из материалов дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды, входит в состав участков единого землепользования из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210 (согласно кадастровому паспорту от 04.08.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 05.12.2005), 39:01:000000:0375 (согласно кадастровому паспорту от 04.06.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 24.10.2007), 39:20:000000:0003 (согласно кадастровому паспорту от 07.10.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 08.06.2006), и образован из частей названных участков.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что три названных участка имеют отдельные сформированные части, которые поставлены на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Порядок образования земельных участков путем раздела регламентирован статьей 11.4 ЗК РФ.
В деле нет доказательств того, что являющийся предметом договора аренды от 14.02.2012 лесной участок на момент подписания указанного договора был сформирован как самостоятельный объект права в порядке, предусмотренном статьями 11.3 и 11.4 ЗК РФ, и поставлен на государственный кадастровый учет.
В определении ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12870/12 по делу N А08-10526/2011, на которое имеется ссылка в постановлении апелляционного суда, приведена позиция, касающаяся возможности государственной регистрации по правилам статьи 4.4 Вводного закона прав на лесной участок, входящий в состав ранее учтенного участка, имеющего не кадастровый, а условный номер.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд неверно истолковал положения статей 4.1, 4.2, 4.4 Вводного закона и необоснованно отменил решение суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Таким образом, постановление апелляционного суда от 06.02.2013 следует отменить, а решение от 07.09.2012 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А21-4610/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 оставить в силе.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А21-4610/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А21-4610/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области Дударевой Е.И. (доверенность от 09.01.2013), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Орехова И.Г. (доверенность от 27.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А21-4610/2012 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕГИ", место нахождения: 236010, Калининград, пр. Победы, 84, кв. 5, ОГРН 1093925018890 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права аренды лесного участка с условным номером 27:203:01:0005 и номером учетной записи в государственном лесном реестре 6074-2011 по договору аренды от 14.02.2012 N 199-з.д., заключенному между Обществом и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство), а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права аренды названного лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление Росимущества).
Суд первой инстанции решением от 07.09.2012 (судья Ефименко С.Г.) в удовлетворении требований Общества отказал.
Апелляционный суд постановлением от 06.02.2013 решение от 07.09.2012 отменил и удовлетворил заявление Общества.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 06.02.2013 и оставить в силе решение от 07.09.2012.
Податель жалобы указывает на следующее: апелляционный суд пришел к неправильному выводу о том, что отказ в регистрации договора аренды лесного участка является незаконным как не соответствующий статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон); поскольку спорный лесной участок образован из частей трех земельных участков лесного фонда, прошедших государственный кадастровый учет, то в отношении такого участка названные статьи Вводного закона не применимы; названный участок надлежало сформировать по правилам статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании 19.06.2013 объявлен перерыв до 20.06.2013.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представитель Агентства и представитель Общества, присутствовавший в заседании 19.06.2013, просили оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, Агентство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 14.02.2012 N 199-з.д. аренды участка лесного фонда площадью 12 267,1 га, расположенного в Багратионовском лесничестве Багратионовского и Гурьевского района Калининградской области, на 10 лет для заготовки древесины.
В договоре аренды указано, что лесной участок с условным номером 27:203:01:005, внесенный в государственный лесной реестр под номером 6074-2011, расположен в границах земельных участков единого землепользования с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Общество в марте 2012 года обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права аренды по названному договору.
Управление Росреестра дважды, 23.03.2012 и 20.04.2012, приостанавливало государственную регистрацию, а затем сообщением от 01.08.2012 оказало Обществу в государственной регистрации названного договор аренды на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), сославшись на следующее: поскольку предоставленный в аренду лесной участок образован из частей трех земельных участков лесного фонда, прошедших кадастровый учет, то в отношении спорного лесного участка также должен быть осуществлен кадастровый учет в соответствии с Законом о кадастре по правилам образования земельных участков, предусмотренных статьей 11.3 ЗК РФ; регистрация договора аренды такого участка может быть осуществлена только после регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный участок.
Общество, считая, что Управление Росреестра незаконно отказало в регистрации договор аренды, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, сделал вывод о том, что Управление Росреестра правомерно отказало в регистрации договора аренды.
Апелляционный суд отменил решение от 07.09.2012, признал оспариваемый отказ незаконным и обязал Управление Росреестра осуществить регистрацию договора аренды лесного участка.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
В силу статей 3, 4 того же Закона государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 4.2 Вводного закона указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Вводного закона государственная регистрация договоров аренды лесных участков осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов только при условии, если государственный кадастровый учет лесных участков не осуществлялся.
Поскольку являющийся предметом договора аренды от 14.02.2012 лесной участок образован из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным статьей 4.1 Вводного закона, а следовательно, при передаче такого участка в аренду его надлежало поставить на государственный кадастровый учет.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 этого же Кодекса.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
В результате государственного кадастрового учета недвижимого имущества лесной участок идентифицируется с земельным, который, как правило, покрыт лесной растительностью или предназначен для ее восстановления либо ведения лесного хозяйства.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим же Законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 5 Закона о кадастре предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В статье 7 Закона о кадастре указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона о регистрации, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) даны следующие разъяснения: разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; в связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Как следует из материалов дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды, входит в состав участков единого землепользования из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210 (согласно кадастровому паспорту от 04.08.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 05.12.2005), 39:01:000000:0375 (согласно кадастровому паспорту от 04.06.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 24.10.2007), 39:20:000000:0003 (согласно кадастровому паспорту от 07.10.2008 внесен в государственный кадастр недвижимости 08.06.2006), и образован из частей названных участков.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что три названных участка имеют отдельные сформированные части, которые поставлены на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Порядок образования земельных участков путем раздела регламентирован статьей 11.4 ЗК РФ.
В деле нет доказательств того, что являющийся предметом договора аренды от 14.02.2012 лесной участок на момент подписания указанного договора был сформирован как самостоятельный объект права в порядке, предусмотренном статьями 11.3 и 11.4 ЗК РФ, и поставлен на государственный кадастровый учет.
В определении ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12870/12 по делу N А08-10526/2011, на которое имеется ссылка в постановлении апелляционного суда, приведена позиция, касающаяся возможности государственной регистрации по правилам статьи 4.4 Вводного закона прав на лесной участок, входящий в состав ранее учтенного участка, имеющего не кадастровый, а условный номер.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд неверно истолковал положения статей 4.1, 4.2, 4.4 Вводного закона и необоснованно отменил решение суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Таким образом, постановление апелляционного суда от 06.02.2013 следует отменить, а решение от 07.09.2012 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А21-4610/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 оставить в силе.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)