Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Остапенко Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей: Роговой С.В., Башинского Д.А.
по докладу судьи Роговой С.В.
при секретаре С.О.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению помощника прокурора Крыловского района Ульчич С.С. на определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 27 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Обжалуемым определением Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменен порядок исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года, администрация муниципального образования Крыловской район обязана предоставить С.О.Л., <...> рождения, однократно благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда муниципального образования Крыловской район, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства, согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций.
В представлении помощник прокурора Крыловского района Ульчич С.С. просит определение Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменить. В обоснование доводов представления указано, что определение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права.
В возражениях на представление глава муниципального образования Крыловской район У. просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, а представление - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражений, заслушав прокурора Стукова Д.Г., представителя администрации Краснодарского края по доверенности Д., судебная коллегия считает, что определение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Крыловского районного суда от 12 января 2011 года администрация муниципального образования и департамент социальной политики Краснодарского края обязаны предоставить С.О.Л. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" в рамках целевой программы "Дети Кубани" и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
18 июня 2013 года глава муниципального образования Крыловской район У. обратился в суд с заявлением об изменение способа и порядка исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года, в связи с изменениями действующего законодательства регулирующего правоотношения по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок исполнения решения.
Федеральным законом N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части предоставления указанной категории лиц жилых помещений.
Так согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствие со ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года, действие положений ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Закона N 15 от 29.02.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в настоящую силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня в силу настоящего закона.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени решение Крыловского районного суда от 12 января 2012 года не исполнено, С.О.Л. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Таким образом, поскольку право С.О.Л. на обеспечение их жилыми помещениями по договорам социального найма не реализовано, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что необходимо изменить порядок исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года в соответствие с требованиями Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе указанные положения не содержат указания на дату постановки на льготный учет и список очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, и не ставит реализацию их права в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленный федеральным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно норм действующего законодательства предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения в государственном жилищном фонде Краснодарского края осуществляется за счет средств краевого бюджета, однако указанное обстоятельство не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, указание суда первой инстанции на то, что администрация муниципального образования Крыловской район обязана предоставить С.О.Л. по договору найма специализированного жилого помещения - жилое помещение согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций, не основано на законе, и нарушает права С.О.Л., предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как лица из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым определение Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменить, исключить указание на реализацию жилищных прав С.О.Л. согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Представление помощника прокурора Крыловского района Ульчич С.С. удовлетворить частично.
Определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 27 июня 2013 года изменить. Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции.
Изменить способ исполнения решения Крыловского районного суда Краснодарского края от 12 января 2012 года и обязать администрацию муниципального образования Крыловской район и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, однократно предоставить С.О.Л., <...> года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, на территории муниципального образования Крыловской район, за счет средств бюджета Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-17147/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N 33-17147/2013
Судья - Остапенко Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей: Роговой С.В., Башинского Д.А.
по докладу судьи Роговой С.В.
при секретаре С.О.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению помощника прокурора Крыловского района Ульчич С.С. на определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 27 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Обжалуемым определением Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменен порядок исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года, администрация муниципального образования Крыловской район обязана предоставить С.О.Л., <...> рождения, однократно благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда муниципального образования Крыловской район, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства, согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций.
В представлении помощник прокурора Крыловского района Ульчич С.С. просит определение Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменить. В обоснование доводов представления указано, что определение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права.
В возражениях на представление глава муниципального образования Крыловской район У. просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, а представление - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражений, заслушав прокурора Стукова Д.Г., представителя администрации Краснодарского края по доверенности Д., судебная коллегия считает, что определение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Крыловского районного суда от 12 января 2011 года администрация муниципального образования и департамент социальной политики Краснодарского края обязаны предоставить С.О.Л. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" в рамках целевой программы "Дети Кубани" и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
18 июня 2013 года глава муниципального образования Крыловской район У. обратился в суд с заявлением об изменение способа и порядка исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года, в связи с изменениями действующего законодательства регулирующего правоотношения по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок исполнения решения.
Федеральным законом N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части предоставления указанной категории лиц жилых помещений.
Так согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствие со ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года, действие положений ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Закона N 15 от 29.02.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в настоящую силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня в силу настоящего закона.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени решение Крыловского районного суда от 12 января 2012 года не исполнено, С.О.Л. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Таким образом, поскольку право С.О.Л. на обеспечение их жилыми помещениями по договорам социального найма не реализовано, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что необходимо изменить порядок исполнения решения Крыловского районного суда от 12 января 2012 года в соответствие с требованиями Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе указанные положения не содержат указания на дату постановки на льготный учет и список очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, и не ставит реализацию их права в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленный федеральным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно норм действующего законодательства предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения в государственном жилищном фонде Краснодарского края осуществляется за счет средств краевого бюджета, однако указанное обстоятельство не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, указание суда первой инстанции на то, что администрация муниципального образования Крыловской район обязана предоставить С.О.Л. по договору найма специализированного жилого помещения - жилое помещение согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций, не основано на законе, и нарушает права С.О.Л., предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как лица из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым определение Крыловского районного суда от 27 июня 2013 года изменить, исключить указание на реализацию жилищных прав С.О.Л. согласно очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями при поступлении финансирования из краевого бюджета путем выделения субвенций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Представление помощника прокурора Крыловского района Ульчич С.С. удовлетворить частично.
Определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 27 июня 2013 года изменить. Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции.
Изменить способ исполнения решения Крыловского районного суда Краснодарского края от 12 января 2012 года и обязать администрацию муниципального образования Крыловской район и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, однократно предоставить С.О.Л., <...> года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, на территории муниципального образования Крыловской район, за счет средств бюджета Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)