Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Магомедов Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей Шапиева М.Р. и Османова Т.С.
при секретаре А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Х. на решение Сергокалинского районного суда от 13 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Х. к Администрации МР "<...> район" об обязании предоставлении жилой площади по договору найма специализированного жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР "<...> район" предоставить Х. <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства в порядке очередности".
Заслушав доклад судьи Шапиева М.Р., судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с иском к Администрации МР "<...> район" предоставлении жилой площади не ниже социальных норм предусмотренных законом мотивируя тем, что в отношении него установлено попечительство, состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечение жильем и нуждающихся в жилой площади по <...> району. Несмотря на нормы закона, он, будучи в числе лиц, нуждающихся в жилье, по настоящее время жилой площадью не обеспечен. Неоднократные обращения в администрацию района, в орган опеки и попечительства <...> районной администрации, безуспешны. Данные обстоятельства вынудили его в целях защиты своих прав обратиться в суд с настоящим иском. В связи с изложенным Х. просил суд обязать Администрацию муниципального района <...> район" Республики Дагестан обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Х. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, об обязании администрации МР "<...> район" обеспечить его жилым помещением не ниже установленных норм вне очереди.
Считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В частности указывает на то, что согласно Федерального закона N 159 от 21 декабря 1996 года в редакции от 22 августа 2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы, а также статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В своих возражениях представитель Администрации МР "<...> район" М. просит решение оставить без изменения, а жалобу Х. - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения апелляционной жалобы извещались, в нарушение ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на него, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом первой инстанции установлено, что также подтверждено материалами дела, Х.,<дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители являются инвалидами второй группы.
Из постановления Администрации МО "<...> район" N от <дата> "Об установлении попечительства над Х." следует, что А. назначен попечителем над Х. <...> (л.д. 7).
Х. в своем заявлении от <дата> просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшегося без попечения родителей (л.д. 10).
Из материалов данного дела усматривается, что согласно справки от <дата>, выданной администрацией сельского поселения "Село <...>" <...>", Х. прописан и проживает в <адрес> Республики Дагестан и не имеет своего жилья (л.д. 15).
Из справки N от <дата> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД видно, что по базе данных филиала ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по Республике Дагестан за гражданином Х. домовладение по Республике Дагестан не значится (л.д. 20).
Из справки N от <дата>, выданной органом опеки и попечительства Администрации МР "<...> район", видно, что Х., <дата> года рождения, состоит в списке лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на территории <...> района (л.д. 14).
Из изложенного следует, что Х. как нуждающийся в жилом помещении в соответствии с названными выше нормами имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчиком не оспаривается, право Х. на обеспечение жильем, а также обязанность администрации МР "<...> район" реализовать указанное за ним право.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Истцом не представлено суду доказательств того, что ему в соответствии с указанной нормой необходимо выделить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе в части обеспечения его жилым помещением вне очереди, необоснованными.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергокалинского районного суда от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2933/2013Г.
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N 33-2933/2013г.
Судья Магомедов Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей Шапиева М.Р. и Османова Т.С.
при секретаре А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Х. на решение Сергокалинского районного суда от 13 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Х. к Администрации МР "<...> район" об обязании предоставлении жилой площади по договору найма специализированного жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР "<...> район" предоставить Х. <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства в порядке очередности".
Заслушав доклад судьи Шапиева М.Р., судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с иском к Администрации МР "<...> район" предоставлении жилой площади не ниже социальных норм предусмотренных законом мотивируя тем, что в отношении него установлено попечительство, состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечение жильем и нуждающихся в жилой площади по <...> району. Несмотря на нормы закона, он, будучи в числе лиц, нуждающихся в жилье, по настоящее время жилой площадью не обеспечен. Неоднократные обращения в администрацию района, в орган опеки и попечительства <...> районной администрации, безуспешны. Данные обстоятельства вынудили его в целях защиты своих прав обратиться в суд с настоящим иском. В связи с изложенным Х. просил суд обязать Администрацию муниципального района <...> район" Республики Дагестан обеспечить его вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Х. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, об обязании администрации МР "<...> район" обеспечить его жилым помещением не ниже установленных норм вне очереди.
Считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В частности указывает на то, что согласно Федерального закона N 159 от 21 декабря 1996 года в редакции от 22 августа 2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы, а также статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
В своих возражениях представитель Администрации МР "<...> район" М. просит решение оставить без изменения, а жалобу Х. - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения апелляционной жалобы извещались, в нарушение ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на него, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом первой инстанции установлено, что также подтверждено материалами дела, Х.,<дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители являются инвалидами второй группы.
Из постановления Администрации МО "<...> район" N от <дата> "Об установлении попечительства над Х." следует, что А. назначен попечителем над Х. <...> (л.д. 7).
Х. в своем заявлении от <дата> просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшегося без попечения родителей (л.д. 10).
Из материалов данного дела усматривается, что согласно справки от <дата>, выданной администрацией сельского поселения "Село <...>" <...>", Х. прописан и проживает в <адрес> Республики Дагестан и не имеет своего жилья (л.д. 15).
Из справки N от <дата> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД видно, что по базе данных филиала ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по Республике Дагестан за гражданином Х. домовладение по Республике Дагестан не значится (л.д. 20).
Из справки N от <дата>, выданной органом опеки и попечительства Администрации МР "<...> район", видно, что Х., <дата> года рождения, состоит в списке лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на территории <...> района (л.д. 14).
Из изложенного следует, что Х. как нуждающийся в жилом помещении в соответствии с названными выше нормами имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчиком не оспаривается, право Х. на обеспечение жильем, а также обязанность администрации МР "<...> район" реализовать указанное за ним право.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Истцом не представлено суду доказательств того, что ему в соответствии с указанной нормой необходимо выделить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе в части обеспечения его жилым помещением вне очереди, необоснованными.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергокалинского районного суда от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)